Задания на слуховое внимание
Для чего все эти игры с инструкцией «Положи красный шарик в желтый кувшинчик синим пинцетом»?
Так уж вышло, что наши дети учатся от простого к сложному. И слуховое внимание сначала развивается на звуках окружающего мира (ой, слышал, машина проехала, корова замычала, дождик капает), потом звуки становятся все более абстрактными – например, музыкальные инструменты и звуки речи.
И без должного уровня слухового восприятия, ребенок не будет понимать, что он читает и вряд ли сможет писать. Ведь в русском языке важно не только услышать правильно, но и успеть проанализировать, чтобы правописание было безошибочным.
Поэтому задания с многокомпонентной инструкцией – это важные игры для подготовки к школе, которые можно начинать с 3-х лет.
Как можно усложнять задания на слуховое внимание.
1. Вам понадобится ширма и 3 разных музыкальных инструмента. Договариваетесь с ребенком: когда он слышит треугольник, он хлопает, когда слышит клавесы – топает, когда слышит маракас – щелкает пальчиками. Вы звените каждым инструментом по очереди так, чтобы ребенок хорошо слышал, НО не видел инструмент. Задача ребенка – воспроизвести последовательность движении согласно музыкальным инструментам.
2. Все то же самое, но в этот раз кодируем не движения руками, а крупно моторные движения, например, прыжок/поворот вокруг себя/наклон.
3. Все то же самое, но теперь кодируем не движения, а значки: например, маракас – треугольник, клавесы – квадрат, треугольник (инструмент) – круг. Вы звените – ребенок рисует фигуры. Чем старше ребенок, тем бОльший объем памяти ему потребуется, а значит, тем больше звуков подряд, ему можно предлагать запоминать.