Устает рука при письме. Как предотвратить! Прописи - не панацея.
Навык письма относится к сенсомоторным навыкам и чаще всего требуется в учебной деятельности.
В основе письма лежит моторное планирование – когда ребенок осваивает определенную последовательность действий (одеться перед прогулкой, подставить табуретку к стене, чтобы выключить свет). Поэтому письмо считается более сложным умением, чем другие. Но хорошая новость в том, что к письму можно подготовиться. И начать это делать можно с раннего возраста (вспоминаем нашу пирамиду развития).
То есть, сначала поиграй – а потом будем прописи писать.
Навык письма осваивается параллельно с чтением и развитием письменной речи. Вы знали, что если ребенок с самого начала пишет аккуратно, четко и грамотно, то у него успешнее развиваются навыки речевой и письменной коммуникации?
Чтобы научиться писать, нужно овладеть:
- навыками начертания букв – навыки каллиграфии;
- навыками перекодирования звуков речи в буквы на письме – навыки орфографии;
- навыки построения письменного высказывания – навыки композиции;
- лексика, грамматика.
А подготовку к этим всем навыкам нам обеспечивают начальные ступени пирамиды: сенсорное, сенсомоторное развитие.
1. Тактильные ощущения, хватательные рефлексы, умение держать предмет в руке, перемещаться в пространстве и перемещать предметы разными способами.
Возраст: 3-15 мес.
- Погремушки и шуршалки – держим, трогаем, исследуем.
- Мячики, колечки, деревянные массажеры – следим за движением, массаж.
- Купание в малом количестве воды с цветными и прозрачными камешками и другими игрушками – водная среда добавляет тактильных ощущений и изменяет представления о предметах (они плавают и тонут, они брызгаются, они скользкие и меняют свое положение под водой).
- Прятки под платочками – любимая игра абсолютно всех детей. Прячьте ребенка, прячьтесь сами, прячьте игрушки.
- Ползание по-пластунски, а потом на четвереньках – важный этап! Стимулируйте такие передвижения, ползайте вместе с ребенком, добавляйте смысла перемещениям.
- Каталки, как на палочке, так и за веревочку и просто на колесиках – изменение положения предмета в пространстве и научение управлять их перемещением своими силами.
2. Добавляем представление о свойствах предметов.
Возраст: 16-36 мес.
- Пирамидки – очень любим деревянные пирамидки разной формы без опоры на цвет.
- Сортеры, вкладыши – плоские фигуры, в виде «копилок», стаканчики и другие формы вкладышей.
- Рисуем пальцами и ладошками – на песке, манке, по пене для бритья в ванной, пальчиковыми красками.
- Сортировка предметов крупных.
- Шнуровка – крупная.
- Кубики, радуги.
- Лестницы, турник, кольца.
3. Добавляем сюжетно-ролевые игры.
Возраст: 3-5 лет.
- Игра в доктора и повара или слесаря – катаем, стучим, кАпаем, ...
- Игра в песок, с гидрогелем, …
- Сортировка мелких предметов.
- Шнуровка элементы от 1 см.
- Рисование в вертикальной и горизонтальной плоскостях – пальцами, кисточками, мелками фигурными – восковыми и меловыми. Также можно «рисовать» на манке или по водным коврикам, удерживая в руках камешки-гальку природную или камешки EDX.
- Крупная мозаика, лего-DUPLO.
- Конструкторы магнитные, прилипалы.
- Игрушки-антистресс.
- Сюжетные игры – сказки, куклы, животные. Строим жилища, зоопарк и пр, играем роли в сказках фигурками, одеваем и раздеваем кукол, катаем в коляске, купаем.
- Горки, балансиры, лестницы вертикальные и горизонтальные.
4. НЕподготовка к школе.
Возраст: 5-7 лет.
- Головоломки и настольные игры – кубик-рубика, шашки, шахматы и бродилки.
- Рисование карандашами, мелками, фломастерами, красками.
- Раскрашивание, штриховка, аппликации, вырезание, создание поделок, оригами.
- Бисероплетение, алмазные мозаики, макраме.
- Сортировка предметов, классификация.
- Лего, конструирование.
- Лабиринты, графические диктанты.
- Игры с разными мячами в разных плоскостях и с разными задачами.
- Упражнения с орехами/небольшими шариками.
- Игрушки-антистресс.
- Балансиры – туми-иши, камешки-галька и др.
- Игры на работу с ритмом, последовательностью, вниманием.
- Канат, эстафеты с разными предметами.
5. Начальная школа.
- Вязание, шитье.
- Игра на фортепиано.
- Кинезио мячи, эспандеры.
- Спорт.
Важно правильно организовывать пространство малыша по возрасту и по мере освоения навыков. Также как и подбирать кружки.